Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Восточная Африка » Сомали: от исхода до диаспоры


Сомали: от исхода до диаспоры

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Сомали: от исхода до диаспоры

Республика Сомали, которая обрела независимость в 1960 году, была построена на довольно шатком фундаменте. Клановая лояльность давно уже создавала проблемы для развития эффективной формы гражданского правления. После поражения президента Сиада Барре
в Огаденской войне с Эфиопией в 1977 году соперничающие семейные кланы в Сомали систематически подвергались дискриминации и эксплуатации со стороны правящего клана Барре. К 1988 году на подавление сопротивления со стороны Национального движения
Сомали (НДС) на северо2западе страны была направлена вся мощь государства.

Первый массовый исход беженцев из Сомали после Огаденской войны произошел, когда правительственные силы осуществили в 1988 году бомбардировку Харгейсы и Бурао на
северо2западе страны. Потоки беженцев в Эфиопию насчитывали около 365 тыс. человек, в то же время примерно 60 тыс. стали внутренне перемещенными лицами.

По оценкам, около 50 тыс. человек были убиты правительственными войсками. Потерпев временное поражение, НДС позже образовало союз с Объединенным сомалийским конгрессом (ОСК), состоящим из представителей клана хавийя и менее многочисленным Сомалийским патриотическим движением (СПД). В январе 1991 года это непрочное объединение свергло
правительство президента Барре. Однако этот союз был не в состоянии удержать контроль над страной и распался, ввергнув страну в крупную гуманитарную катастрофу. Оппозиция была сформирована на клановой основе, но клановые противоречия усугубились соперни2
чеством между лидерами военного ополчения за власть и ресурсы.

Когда в Могадишо воцарился ОСК, клановая месть стала обычным явлением. Внутренние противоречия и непрекращающаяся война с силами Барре привели к усилению конфликта. Нападения на области, принадлежавшие семейным кланам дигил и рахануэйн, в дополнение к
массовым убийствам членов национальных меньшинств в прибрежных районах привели к
массовым перемещениям населения внутри страны. Члены кланов стремились заполучить “родовые клановые земли”, выселяя еще больше людей. Засуха и голод усугубили и без того тяжелую ситуацию, и к середине 1992 года около 2 млн. человек были в результате конфликта изгнаны со своих земель. Из них около 400 тыс. бежали в Эфиопию и свыше 200 тыс. – в Кению.

2

Международное вмешательство

Реакция международного сообщества на ухудшение кризисной ситуации в Сомали набирала силу
медленно. Сотни тысяч сомалийцев умерли от голода и болезней или погибли во время боевых действий, прежде чем первые миротворческие силы ООН прибыли в апреле 1992 года как часть Операции ООН в Сомали (ЮНОСОМ2I)i. Первоначально мандат сил ЮНОСОМ был ограничен контролем за соблюденим прекращения огня между воюющими сторонами.

Постепенное ухудшение гуманитарной ситуации заставило президента США Джорджа Буша принять в
декабре 1992 года решение о размещении 28 тыс. военнослужащих США как части будущей
Объединенной оперативной группы в Сомали (ЮНИТАФ) во главе с США, насчитывавшей 37 тыс. человек. Осуществлявшаяся ЮНИТАФ операция “Возрождение надежды” была санкционирована резолюцией 794 Совета Безопасности ООН от 3 декабря 1992 года. Решение об этой операции было принято без каких2либо предложений со стороны воюющих группировок. Важной частью операции был гуманитарный аспект, состоявший в стремлении обеспечить доставку продовольствия жертвам голода, но с самого начала этому процессу мешало отсутствие четкой стратегии. Гуманитарная операция все более ставилась под угрозу срыва по мере того, как предпринимались попытки разоружить соперничающие группировки сомалийцев.

В мае 1993 года ЮНИТАФ была заменена ЮНОСОМ2II и американский командующий войсками
передал ответственность за операцию командующему, назначенному ООН. Силы ЮНОСОМ2II были
более многочисленны и имели более широкий мандат, чем первоначальная ЮНОСОМ, которая оставалась в Сомали в течение всей операции.

ЮНОСОМ2II началa программу восстановления государственности в Сомали. В миротворческий корпус
ООН входили 28 тыс. военнослужащих из 27 стран, и его бюджет составлял 1,6 млрд. долл. США. В
эти беспрецедентные по размеру и масштабу деятельности силы входили 17 700 американских
военных, не находившихся в непосредственном подчинении ООН.

Результатом неожиданного перехода ООН от предоставления гуманитарной помощи к попыткам государственного строительства стало всего лишь усиление напряженности в отношениях с сомалийскими военными лидерами. Серия открытых столкновений с мощным кланом хавийя под предводительством генерала Мохамеда Фараха Айдида закончилась тем, что в октябре 1993 года были сбиты 2 вертолета США. После того как 18 американских солдат погибли, а тело одного солдата протащили по улицам Могадишо, устроив из этого настоящий спектакль, администрация Клинтона в спешном порядке приняла решение о выводе американских войск из Сомали. Весь американский и европейский военный персонал покинул Сомали к марту 1994 года, а все оставшиеся войска ООН были выведены к концу марта 1995 года.

В самый тяжелый момент кризиса в Сомали только Международный комитет Красного Креста и неболь2
шое число неправительственных организаций (НПО) оставались в стране. Однако во время пребыва2
ния там международных войск такие учреждения ООН, как Мировая продовольственная программа и
Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), играли вместе с большим числом НПО главную роль в поставке
продовольственной помощи.

Несмотря на присутствие международных вооруженных сил, безопасность оставалась серьезной
проблемой и многие сотрудники гуманитарных организаций были убиты или ранены. Местным
группам ополчения приходилось выступать в качестве вооруженной охраны при сопровождении
сотрудников гуманитарных организаций, чтобы они могли осуществлять свои функции. В ответ на гуманитарный кризис в Сомали УВКБ ООН начало в сентябре 1992 года серию операций, которые
она осуществляла с территории Кении. Эти операции проводились по просьбе Генерального секретаря
ООН и имели своей целью стабилизацию перемещений населения в пределах территории Сомали.

После размещения в декабре 1992 года сил ЮНИТАФ на юге Сомали были созданы “профилактические зоны” для оказания помощи людям в конкретных районах, откуда им в противном случае пришлось бы
бежать, спасаясь от голода. Помимо предоставления продовольственной и другой гуманитарной помощи на территории Сомали цель операций с сопредельной территории состояла в начале восстановления инфраструктуры, чтобы способствовать добровольному возвращению беженцев, находившихся в лагерях в Кении, которых к концу 1992 года насчитывалось более 285 тыс.
человек.

3

Общество с мобильными телефонами

Гражданская война в Сомали привела к созданию большой сомалийской диаспоры. Беженцы,
покидавшие страну, присоединялись к сомалийским трудящимся мигрантам, которые до 1988 года
уже жили в странах Персидского залива и Западной Европы. В дополнение к сомалийским
беженцам, которые выехали в Йемен, Джибути и Ливию, в настоящее время существуют
общины сомалийцев в Северной Америке и Европе. Вследствие бывших колониальных связей между
Великобританией и северной частью Сомали, известной теперь как Сомалиленд (ранее протекторат
Великобритании) в настоящее время существуют укоренившиеся общины сомалийцев во многих крупных городах Соединенного Королевства.

Мобильные телефоны, Интернет и электронная почта упростили связь между членами сомалийской
диаспоры. Они сыграли решающую роль в создании возможностей для поддержания связи сомалийцев и других групп беженцев с членами своих семей за рубежом. Распространение сети телефонных компаний на территории Сомали – в настоящее время их, по крайней мере, восемь – было поддержано совместными предприятиями с участием местных жителей и членов сомалийской  иаспоры. Растущая телефонная сеть позволяет поддерживать семейные связи и является также важнейшим
фактором для стабильного потока денежных средств, которые последние годы удерживали
сомалийскую экономику от краха. Сильная клановая система, которая разделила сомалийцев и привела к гибели сотен тысяч людей в 902е годы, в то же время оказалась источником единения и силы.

Обязательный характер клановых связей подсказал развитие международной банковской системы
агентств по переводу денежных средств из2за рубежа. В настоящее время большинство сомалийцев из диаспоры продолжают использовать для перевода средств факсимильные аппараты, но и электронная почта теперь используется все шире. Например, денежные средства, переданные в Лондоне местному банкиру, принадлежащему к определенному клану, в течение 24 часов будут переведены в точном эквиваленте членам семьи в Сомали.

Другими излюбленными методами передачи средств из2за рубежа являются отправка товаров натурой
и пересылка денег с нарочным во время регулярных полетов из Джедды и Дубаи. В настоящее время
сумма средств, присылаемых эмигрантами из2за рубежа, составляет несколько сотен миллионов
долларов США в год, что значительно превышает выручку от продажи скота как источника иностранной валютыii.

Одно из агентств по пересылке средств располагает Web2сайтом, что позволяет смотреть в записи
программы новостей на сомалийском языке, передаваемые Британской радиовещательной корпорацией – основным источником новостей для сомалийской диаспоры. В мире, где расстояния сократились благодаря информационным технологиям, создание многочисленных сетей дало возможность сомалийцам обдумывать свои меняющиеся представления о родине и новые потребности и возможности жизни в диаспоре. В то же время электронная почта и мобильные телефоны помогли
сомалийцам в диаспоре и на родине поддерживать связь между собой и дали им возможность  оставаться единым обществом.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Восточная Африка » Сомали: от исхода до диаспоры