Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Западная Африка » Гана. Иноинвестиции


Гана. Иноинвестиции

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Гана. Иноинвестиции

К середине 90-х гг., в условиях сокращения финансовой помощи Гане со стороны международных валютно-финансовых институтов, руководство страны скорректировало свою политику в отношении внешнего и внутреннего финансирования реализуемой многолетней программы социально-экономического развития страны. Правительство выбрало четкую ориентацию и сделало ставку на частный иностранный и национальный капитал, развернуло широкую кампанию по привлечению в экономику прямых внутренних и внешних частных инвестиции. Таким образом Гана, наряду с другими африканскими государствами, включилась в своего рода соревнование по привлечению к себе внимания потенциальных иностранных и местных инвесторов. Правительство объявило, что от успешного решения этой задачи во многом будут зависеть перспективы дальнейшего развития страны, темпы ее экономического роста и, как следствие, ее место и роль в Западной Африке и на африканском континенте в XXI веке. Был взят курс на приватизацию, либерализацию инвестиционного, валютно-финансового, банковского законодательства, объявлена борьба с бюрократическими препятствиями, инфляцией, таможенными барьерами и тарифными ограничениями. Проводимые реформы в законодательствах торгово-экономической и инвестиционной сфер сопровождались информационной кампанией, активным продвижением потенциальным инвесторам имеющего под собой основание тезиса о Гане, как острове политической стабильности и демократии в западноафриканском регионе. Под решение этой задачи была скорректирована деятельность ганских диппредставительств за рубежом, за основу взят принцип экономической дипломатии в их работе. Ганское руководство, не отвергая естественно политической составляющей, стремится показать, что Аккра предпочитает активно общаться с миром в экономической сфере. Как представляется на перспективу стратегия («ганская мечта») нынешнего руководства страны заключается в реализации концепции превращения Ганы в региональный центр финансовой и торгово-экономической активности, в выполнении функции связующего звена во взаимодействии рынков англо- и франкоговорящих стран западно-африканского региона.

В 1994-99 гг. Ганским Центром по привлечению инвестиций зарегистрировано 834 проекта (включая 54 в I кв. 1999 г.) в различных секторах экономики общей стоимостью 1,3 млрд.долл., из которых 81% считаются действующими. Доля прямых иностранных инвестиций значительно преобладала и составила 1,02 млрд.долл., т.е. более 2/3 от общего объема, что свидетельствует о незначительной пока роли в этом процессе национального инвестора. Данный показатель может говорить как об ограниченных внутренних накоплениях, так и благоприятности самого инвестиционного климата в первую очередь для местного бизнеса (как правило, иностранный капитал следует за местным). Наблюдается неблагоприятная для национальной экономики тенденция в направленности инвестиционных потоков по отраслям. Так, объемы капиталовложений в сферу обслуживания значительно.превышали инвестиции в производственный сектор (например, в I кв. 1999 г. почти в 3 раза). Значительные средства иностранных инвесторов направляются прежде всего в надежные с точки зрения возврата вложенных средств (гарантии правительства) и прибыльности проекты в строительном секторе. Объемы капиталовложений в него превысили инвестиции в сферу обслуживания в I кв. 1999 г. более чем в 2 раза. Не проявляется ожидаемой активности потенциальных инвесторов в сельскохозяйственном секторе, что также вызывает обоснованную обеспокоенность правительства. Тем не менее, реализация указанных выше проектов создает, по оценкам экономистов, более 48 тыс. рабочих мест, что в условиях безработицы немаловажно для страны.

Усилия правительства по диверсификации внешнеэкономических связей расширили географическое и количественное представительство стран-инвесторов и реализуемых ими проектов. Несмотря на то, что Великобритания оставалась основным источником иностранных инвестиций как по их объему, так и по количеству (84 проекта), значительную активность в этой сфере проявили китайские компании (67 проектов), индийские (66 проектов), американские (61 проект). Из развивающихся стран можно отметить деятельность нигерийских, южноафриканских и малазийских компаний (соответственно 17, 11, 9 проектов).

Законодательство по созданию и функционированию СП. В Гане в результате целенаправленной политики правительства на привлечение в страну иностранных инвестиций сложились благоприятные условия для открытия частного дела, в том числе со смешанным и 100% зарубежным капиталом.

Создание и деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Гане регулируются Законом о центре поощрения инвестиций Ганы 1994 г. (Акт 478) в соответствии с положениями следующих правовых документов: Кодекс компаний, 1963 г. (Акт 179); Закон о частном партнерстве, 1962 г. (Акт 152); Закон о названиях деловых организаций, 1962 (Акт 151); Инвестиционный закон 1985 г.; Закон о минеральных ресурсах 1986 г.; Закон о добыче и переработке нефти 1984 г.; Закон о фабриках, офисах и магазинах 1970 г.

Этими документами предусматривается возможность учреждения в Гане частных компаний с ограниченной и неограниченной ответственностью, дочерних фирм, товариществ и совместных предприятий. При этом общим требованием является наличие начального капитала в деньгах или оборудовании: для фирм со смешанным капиталом — не менее 10 тыс.долл. и со 100% иностранным — 50 тыс.долл. В случае если компания собирается заниматься импортными поставками в Гану, ее первоначальный капитал должен быть не менее 300 тыс.долл., вне зависимости от ее принадлежности.

Заявка на открытие дела, подготовленная на специальном бланке, приобретенном в Главном регистрационном управлении по цене 50 тыс. седи, направляется в Ганский центр поощрения инвестиций (ГЦПИ). В заявке указываются данные на владельца (владельцев) компании, ее название и тип, сфера деятельности, ввозимое оборудование, количество сотрудников, в том числе из местных граждан, финансовое положение.

Практика показывает, что на официальное оформление открытия компании требуется от трех до пяти месяцев. Важную роль в положительном решении вопроса в Инвестиционном центре играет тщательно подготовленное обоснование целесообразности задуманного предприятия с точки зрения его вклада в развитие экономики страны. Исходя из этого, приоритетными направлениями вложения капитала считаются: сельскохозяйственное производство, обрабатывающая промышленность на базе местного сырья, горнодобывающая отрасль, строительство и туризм. Кроме того, немаловажное значение местная сторона придает оценке современности технологий и оборудования, которые планируется использовать в процессе производства, и их возможному влияния на состояние окружающей среды.

Помимо регистрации в ГЦПИ необходимо получить одобрение технико-экономического обоснования (ТЭО) предприятиям, планирующим вести деятельность в следующих областях: нефтедобыча и переработка — в Министерстве шахт и энергетики; минералы и горная добыча — в Комиссии по минералам; рынок ценных бумаг — в Ганской фондовой бирже; деятельность в Зонах свободной торговли — в Управлении свободных зон. Порядок найма на работу в Гане иностранных граждан определяется Законом об иностранцах 1963 г. и Инвестиционным законом 1985 г. с дополнениями. В соответствии с ними любой работодатель в стране не может нанять иностранного работника без специальной лицензии, выданной иммиграционной службой с указанием разрешенного ему количества иностранных рабочих по специальностям.

Частные фирмы с заявленным уставным капиталом от 10 тыс. до 100 тыс.долл. имеют право нанять одного иностранного специалиста, от 100 тыс. до 500 тыс.долл. — двух, а с капиталом более 500 тыс.долл. — до четырех (для предприятий, созданных в зонах свободной торговли, предусмотрены другие правила найма иностранцев). Заявки на лицензию направляются в ГЦПИ, где они рассматриваются и согласовываются с иммиграционными властями.

После получения разрешения и с началом работы иностранца владелец компании берет на себя письменные обязательства в министерстве внутренних дел по оплате расходов в случае его репатриации, доставки тела на родину в случае смерти и по выплате оставшихся долгов и платежей.

Минимальная заработная плата в Гане узаконена на уровне 2000-2900 седи (приблизительно 1 долл. в день). Отчисления социального страхования в Гане составляют 17,5% от оклада сотрудника, из которых 12,5% выделяются работодателем и 5% отчисляются из зарплаты сотрудника. Льготы по социальным отчислениям не предусмотрены.

Для иностранных инвесторов существуют амортизационные скидки (либо ускоренные, либо ежегодные, в зависимости от категории, к которой будет отнесено создаваемое предприятие). Ускоренная амортизация: 50% в год для заводов в течение двух лет (ежегодная — 20%); 20% в год для зданий в течении пяти лет (ежегодная — 10%).

Существуют также ежегодные скидки на: легковые автомобили и трейлеры — 15% в год; минивэны — 20%; грузовые автомобили — 20%; электромоторы12,5%; дизельные и бензиновые стационарные двигатели /генераторы — 10%; другое оборудование — 10%.

Кроме того предусмотрены следующие налоговые льготы: от 25% до 50% при строительстве предприятий вне Аккры и Темы, а также вне основных областных центров страны; освобождение от налогов в течение первых 3-10 лет в зависимости от сферы деятельности; 100% освобождение от импортных пошлин на ввоз оборудования для производства.

СЭЗ. В дополнение к инвестиционному законодательству в 1995 г. парламентом страны принят закон об открытии в Гане свободных экономических зон (СЭЗ), первоначально в международных морских (Токарди, Тема) и воздушном (Аккра) портах страны, который предоставляет инвесторам право: приобретать собственность, заниматься строительством, развивать инфраструктуру и сферу обслуживания, делать капиталовложения в другие сектора экономики; предоставляет физическим и юридическим лицам право основывать в свободных экономических зонах предприятия по производству товаров и услуг для внутреннего потребления и на экспорт, при условии, что инвестор зарегистрировал в Гане компанию открытого/закрытого типа или же общество/товарищество с ограниченной ответственностью; освобождает товары, передвигающиеся между свободными зонами и другими странами от действия законов об импорте-экспорте, а также от прямых и косвенных налогов и сборов; освобождает иностранных инвесторов и наемных работников от двойного налогообложения; разрешает продавать до 30% товаров, произведенных в свободных экономических зонах, на местном рынке с взиманием соответствующих импортных пошлин; на 10 лет освобождает предприятия от уплаты налога на прибыль, после этого гарантирует максимальный размер налога не выше 8%, а также освобождает держателей акций от уплаты налога на дивиденды; наделяет национальных и иностранных инвесторов равным статусом в пределах свободных экономических зон, предоставляет тем и другим право 100% владением предприятиями; разрешает инвесторам открывать в Гане валютные счета; гарантирует беспрепятственный перевод за границу прибыли, процентов от капиталовложений, оплаты торговых сделок, кредитов и соглашений по продаже технологий без каких-либо условий и ограничений; предоставляет гарантии в том, что собственность, находящаяся в свободной экономической зоне не будет национализирована или экспроприирована; определяет процедуру урегулирования инвестиционных споров; наделяет инвесторов правом напрямую решать трудовые споры с наемной силой.

Для создания предприятия в СЭЗ необходимо, чтобы ТЭО было одобрено Управлением свободных зон Ганы (УСЗГ), которое выдает в течение 28 рабочих дней Лицензию на создание предприятия в СЭЗ, с момента получения которой необходимо в течении 6 месяцев начать строительство. Кроме того, УСЗГ зарегистрирует вновь созданное предприятие в ряде других госучреждений Ганы, таких как Департамент инспекции фабрик, Агенство защиты окружающей среды, Комитет городского и сельского планирования, городские и районные ассамблеи.

Для легализации предприятия со 100% капиталом в зоне свободной торговли, его необходимо зарегистрировать в УСЗГ, согласно Кодексу компаний 1963 г. (Акт 179) или Закону о частном партнерстве 1962 г. (Акт 152). Анкеты на регистрацию компании и на ввоз оборудования продаются по цене 50 долл. за каждую в УСЗГ. Кроме того, для регистрации предприятия со 100% инокапиталом нужно предоставить в Управление документацию, подтверждающую факт инвестирования в Гану как минимум 50 тыс.долл. либо в валюте переводом через ганскую банковскую систему, либо в виде товаров, оборудования, техники или другого имущества, привезенного в страну специально и исключительно для создания предприятия.

Оформление лицензии стоит 1000 долл., с последующим обновлением каждый год (1000 долл. ежегодно). После получения лицензии оформляются виды на жительство с правом работы по найму на каждого иностранного сотрудника. Ограничений на количество наемных иностранцев не предусмотрено. Разрешение на жительство с правом работы для одного сотрудника стоит 200 долл. за первые два года, 300 долл. — за третий и четвертый годы работы, и 500 долл. — за пятый и последующие годы. Оно действует 24 мес., не может передаваться другому лицу и не возмещается. УСЗГ продает также таможенные декларации на ввоз необходимого оборудования и его таможенную очистку (освобождение от пошлин) по цене 25 долл. Вся процедура регистрации предприятия в СЭЗ занимает около 2 мес. и в основном осуществляется УСЗГ.

http://www.polpred.com/?cnt=39&art=1157

2

Есть довольно сложные моменты в плане инвестиционных сумм. Чисто, чтоб Вы знали - например, если Вы привезли с собою компьютер, как материальный ресурс потенциального инвестора - компьютер, на котором установлена дорогая компьютерная программ, которая стоит около 20 тысяч долларов... А если установленно таких программ с десяток - тогда сумма инвестиции 200000 долларов... Как Вы думаете?


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Западная Африка » Гана. Иноинвестиции