Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Bamiléké (Камерун)

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Bamiléké

ETHNONYMS: Aghem, Babadjou, Bafang, Bafou, Bafoussam, Bagam, Baloum, Bamaha, Bamdendjina, Bamendjou, Bamenkoumbit, Bamenyam, Bana, Bandjoun, Bangangté, Bangoua, Bangwa, Bangwa-Fontem, Bapi, Batcham, Batchingou, Bati, Batié, Dschang, Fe'e Fe'e, Fomopea, Fongondeng, Foto, Fotouni, Mbouda

Идентификация. Bamiléké - собирательный термин, охватывающий около 100 королевств восточного Grassfields в Западной Области Камеруна. Эти королевства имеют разный размер, но имеют подобную космологию и социальные и политические структуры; они говорят на разных языках, хотя связанных между собой. "Bamiléké" получается из неправильного немецкого произношения Бали (западный Grassfields) "Mba Lekeo" или "люди там". В настоящее время, Bamiléké чаще всего обращаются к себе как "Bamiléké", говоря с non-Bamiléké.

Местоположение. Область Bamiléké занимает  6 196 квадратных километров и простирается примерно от 5 ° до 6 ° и и 10 ° к 11 ° E. Ограничиваясь Горами Bamboutos на северо-западе и Рекой Noun на юго-востоке. С областью Bamoun это составляет юго-восточную половину Grassfields, гористое плато, охватывающее Западные и Северо-западные области Республики Камеруна. Область Bamiléké составлена из пяти административных округов в пределах Западной Области: Bamboutos, Haut-Nkam, Mifi, Menoua и Ndé. Область характеризуется холмистостью и большими различиями в качестве почвы. Долины, которые имеют более богатые почвы, являются смешанной саванны и лесом. Обычны базальтные и другие вулканические скалы. Grassfields, состоит из необработанной земли в среднем возвышении 1 400 метров. Диапазон температур от 13 ° до 23 °, ливневые осадки составляют больше чем 160 сантиметров ежегодно. Сухой сезон длится с середины ноября до середины февраля.

Демография. Никакие данные переписи не существуют, но ученые оценивают, что они составляют приблизительно 25 процентов населения Камеруна. Полное население Bamiléké в конце 1980-ых было приблизительно 2 миллионами, 1 миллион из которых проживал на плато Bamiléké. Средняя популяционная плотность - 125 человек на квадратный километр, но располагаются от 15 до более чем 400 жителей на квадратный километр. Область Bamiléké представляет оазис относительно высокого изобилия в пределах центральноафриканского "пояса бесплодия". Коэффициент рождаемости - 49 на тысячу. Детская смертность - 158 на тысячу; продолжительность жизни - 39.9 при рождении, увеличиваясь к 49.2 к 5 годам.

Область Bamiléké служила трудовым запасом с раннего колониального периода. Эмиграция, начинающаяся в начале двадцатого столетия и усиливающаяся в 1930-ых, очень влияла на демографию Bamiléké и социальную жизнь. Заказ, интенсивность, и масштаб эмиграции изменялись в течение долгого времени. Большинство иммигрантов было Bana в течение немецкой колонизации; Bafang, Bafoussam, Bangangté, и Dschang в 1940-ых; и Bangangté в конце 1950-ых и 1960-ых. В городских центрах и периферийных областях сельскохозяйственной колонизации, Bangangté продолжают обеспечивать наибольшие числа иммигрантов. Это перемещение продолжается, как поиск молодежи рабочих мест, чтобы заработать наличные деньги для товаров народного потребления, выкупа невесты. Определенные для каждого королевства самоидентификации играют важную роль в социальной жизни городского иммигранта и помогают объединять их социально, политически, и экономически к их месту происхождения. Много Bamiléké поддерживают землю в их родных областях ("нога на земле предков"), и движение назад и вперед между городскими центрами и сельскими деревнями обычно.

Лингвистическа. Языки Bamiléké, которые являются тональными, принадлежат к Группе языков банту. В то время как Voegelin (1977) насчитал двадцать четыре языка Bamiléké, почти каждое королевство имеет его собственный диалект как отдельный язык. Языки Bamiléké не всегда взаимно понятны. Некоторые королевства могут говорить на языках, которые отличаются только немного, но, из-за интенсивного перемещения за прошлые триста лет, географическая близость - не всегда предсказатель взаимной ясности. Много современников Bamiléké также говорят на французском языке, и довольно многие говорят на Гибридном языке и/или английском языке.

История и Культурные Отношения.

Самые ранние королевства Bamiléké были сформированы в течение шестнадцатого столетия, в результате динамического завоевания, когда популяционные движения в Адамоуа выдвинули "pre-Tikar" Ndobo в плато Bamiléké. Споры, поиск новых охотничьих угодий, и демографическое давление приводили к появлению новых королевств от первых основных государств. Число, размер, и форма королевств Bamiléké продолжали изменяться до европейской колонизации, когда война межкоролевств закончилась и пределы территорий были заморожены в их границах, частично определенных колонизаторами. Эта история перемены границ, союзов, и притока беженцев от соседних королевств делает каждое королевство Bamiléké политическим соединением разнообразных народов.

В течение предколониальной эры, Bamiléké вел войны среди их королевств так же как с соседним Nso и Bamoun. Отношения среди королевств включали экономический обмен и сотрудничество так же как территориальную воинственность. Немецкие экспедиции в территорию Бамилекеа в 1902 и 1904 нашли богатую и культурную территорию, поддерживаемую многократными коммерческими отношениями.

Колониальная эра началась 12 июля 1884, когда прибрежные руководители Дуалы подписали соглашение с немецкой Империей. Колониальное немецкое проникновение в горную местность Bamiléké началось в 1890-ых и стало все более и более важным за следующее десятилетие. Между 1914 и 1916 годами, Камерун был завоеван французскими и британскими силами. Почти всеми королевствами Bamiléké впоследствии управляла Франция согласно мандату Лиги Наций и, после Второй мировой войны, под Опекой Организации Объединенных Наций. Независимость была достигнута в 1960. Политические шаги к независимости, особенно объявление вне закона торгового Союза на основе союза des Populations Camerounaises (UPC), привели к гражданской войне в области Bamiléké с 1958 до 1972 годов. Bamiléké именует это как время неприятностей; другие именуют это как восстание Bamiléké.

Урегулирования

Королевства Bamiléké разделены на четверти, деревни, составы, и здания. "Четверть" - территориальная единица традиционного правительства королевства. И "четверть" и "деревня" - единицы камерунской государственной администрации. Семейные составы могут быть моногамными (состоящий из супружеского дома, кухни, и надворной постройки) или полигамными (состоящий из дома мужа, окруженного или единственным полукругом или двумя прямоугольными "четвертями" зданий его жен. Ниже ворот, сделанных из пальмы рафии ("бамбук") или соломы или железа, широкая дорожка ("нога" состава) делит четверти этих двух жен, каждой четвертью, которой управляют названные королевы. Вторые ворота приводят к дворцу короля, разнообразие молитвенных домов тайных обществ, традиционного здания суда, и священного водного источника, используемого только для пищи короля. Область выше вторых ворот считают сухой и неплодородной; область ниже этого расценена как сырая, богатая, плодородная.

Жизнь каждой жены в полигамии состоит из ее дома, кухни и ее детей. И мальчики и девочки живут с их матерью, пока они не уходят в школу или женятся. Детское воспитание обычно. Большинство зданий кухни имеет одну комнату, с очагом в середине и зернохранилище бамбука рафии выше очага; обычно они построены из кирпичей (сделанных из грязи с соломой). Здания были квадратными, построены из бамбука рафии, с раздвижными дверями и соломенными, коническими крышами. Сельские составы были окружены заборами или преградами в течение предколониальных и ранних колониальных периодов, но теперь редко-.

Перед UPC-связанной гражданской войной, деревни были рассеяны и были построены около обработанной земли. В течение времени колонизации, французские власти переселяли Bamiléké в деревни по дорогам.
http://i039.radikal.ru/0805/92/faacacce913d.png
http://i041.radikal.ru/0805/76/39a014ebd320.jpg

2

Экономика

Пропитание и Коммерческие Действия.
Сельские Bamiléké - прежде всего фермеры; они также держат карликовых коз и овец. Основные выращиваемые культуры - кукуруза (привилегированная пища) и бананы, добавленные бобами и арахисом. Маниока используется прежде всего, чтобы пережить голодное время между урожаями. Помидоры, лук, тыквы, и приправы выращиваются на окраине Ферм. Главная товарная культура - кофе. Некоторые Bamiléké выращивают какао и привезенные овощи типа картофеля, баклажанов, и лука - порея для местных и городских рынков. Некоторые экспериментировали с растущей земляникой.

Французская сельскохозяйственная политика с 1920 до 1950 одобрила производство зерновых культур, и много королей Bamiléké, боясь потери контроля над благосостояниями их владений, препятствовали производству кофе. Это слияние колониальной и местной сельскохозяйственной политики поощряло небольшую коммерциализацию женских зерновых культур, начиная в 1930-ых, так же как и мужского трудового перемещения.

Торговля.
Торговля, которая всегда была важна и для женщин и для мужчин, проводится на местных рынках. Бамилеке торговали сельскохозяйственными товарами и домашним скотом и солью, пальмовым маслом, и железными мотыгами. Еженедельно местные и региональные рыночные центры. В этих центрах, и местные и европейские товары покупались или менялись. Один из этих центров, Bafoussam, превратился в шумный город более чем 120 000 жителей. Bamiléké известны как агрессивные предприниматели. Они активны во многих секторах и часто доминируют над такси и отраслями промышленности транспортировки.

Разделение Рабочей силы.
С предколониальных времен, женщины были первичными производителями зерновых культур (кукуруза, бобы, и арахис). Мужчины были ответственны за дерево, очистку женских областей и строительство забора. Мужчины культивировали кофе и какао, торговля, работа на такси и грузовиках заменило предколониальное стремление к животноводству и войне. Охота, была предметом героических рассказов основателей династий, теперь осуществлена только иногда; охотники работали главным образом ночью и должны спрашивать разрешение местного короля.

Землевладение.
В пределах каждого королевства король (названный fo или mfen на разных языках Бамилеке) - номинальный владелец всей земли. Главы распределяют землю их женам, их ненаследующим братьям, и их сестрам. Наследование прав неразделимо; только один сын - наследник, часто это заставляет его родных братьев, искать их благосостояние в городских центрах. С увеличивающимся популяционным давлением, главы теперь часто не в состоянии предоставить наделы земли их сестрам.

Родство

Группы Семьи.
Бамилеке практикуют систему двойного наследования, в некоторых королевствах, сопровождаемых институциализированными отношениями среди разбросанной группы (Pam nto' в Bangangté, atsen'ndia среди Bangwa-Fontem). Большинство антропологов, изучающих различные группы Бамилеке подчеркнуло родственные по мужской линии отношения. В центре группы - линии наследников и наследниц, которые наследуют собственность, имя, и их влияние. Каждый глава выбирает единственного наследника или наследницу, которая "становится" тем человеком в терминах названий в общепринятых ассоциациях, так же как в правах и обязанностях ко всем иждивенцам. Патрилинейная передача определяет деревенское членство и наследование имени, земли и жен. Для ненаследников, обязательство наследовать патрилинейную власть прекращается после двух поколений. Матрилинейная власть определяет наследование титула, движимого имущества, и морального и юридического обязательства. Бамилеке не имеют никаких кланов.

Терминология Родства.
Бамилеке обращается к их отцу и его наследнику (ta), и их матери и ее наследнице (ma). К кузенам обращаются как к родным братьям. Специальные названия для родного брата указывают на его рождение (например, первенец) и отношение к близнецам (например, рожденный после ряда близнецов). Сложная система названий похвалы, указывает деревню происхождения матери или отца, с изменениями в переменных поколениях, являются важными в королевствах Бамилеке. Навык в использовании названий - важный маркер культурной компетентности. Различия между "коренными" городскими обитателями и "традиционными" сельскими родственниками становятся все более и более важными.

Брак и Семья

Брак.
Брак - экзогамный, запрещен брак с члернами семьи отца до 4 поколения и со всеми членами семьи по материнской линии. Две формы обмена управляют отношениями между семьей дающей жену и принимающей жену. В браке выкупа за невесту, прибыль жениха часто состоит из подарков - пальмового масла, коз, одеял, дров, и денег для семьи его невесты. Ta nkap брак, не дает никакого выкупа за невесту и обменен между отцом невесты и женихом. Отец невесты сохраняет права по браку и патрилинейной идентичности его внучек, таким образом становясь их ta nkap ("отец деньгами"). Эти права Ta nkap могут быть унаследованы, и - способ капитализировать на супружеских правах. Хотя вне закона эта практика продолжается. В дополнение к этим двум традиционным вариантам брака, современные Бамилеке можут выбрать христианский брак с или без выкупа за невесту, брак мировым судьей, брак с тайным бегством, и единственным статусом родителя.

Традиционный брак Бамилеке - virilocal, и сыновья пытаются обосноваться около их отца, если есть достаточно земли. Многоженство - цель, которая является все более и более труднодоступной, из-за инфляции выкупа за невесту и изменяющихся идей о супружеских отношениях. Количество выкупа за невесту, хотя выше для женщин с большим количеством образования, прежде всего зависимым от способности жениха заплатить. Слово для брака "готовить внутри," объясняя символику заключения замужней женщины к ее кухне,  где она буквально готовит пищу для ее мужа и фигурально "готовит" (порождает) детей.

Внутренняя Единица.
Женатый человек - де-юре глава домашнего хозяйства, состоящего из его жены или жен и их детей. В составах полигамной семьи, cо-жены имеют отдельное жилье (см. "Урегулирования"). Хотя иногда спорные и конкурирующие, отношения среди cо-жен также могут быть теплыми и общительными. В королевских составах, старшие cо-жены назначены над младшими cо-жен, как матери. Полные родные братья чувствуют сильные связи солидарности, тогда как полуродные братья находятся часто на соревновании друг с другом для внимания и наследования.

Наследование.
Земля и недвижимое имущество унаследованы патрилинейно.

Национализация. Социальные роли изучаются через пример, и через истории рассказанные вокруг очага матери за едой. Бамилеке имеют особенно теплые отношения среди полных родных братьев, и обращаются к домашнему очагу и рассказыванию историй как источник этой солидарности. Хотя матери играют первичную роль в воспитании детей, маленьких детей можно оставить со старшими родными братьями или cо-женами, в то время как их матери делают другую работу. Нет никаких формальных инициальных церемоний в половой зрелости. Мальчики теперь обычно обрезаются вскоре после рождения. В прошлом девочки, семьи которых могли позволить себе это, проводили до шести месяцев в уединении (nja), едя пищу которая вызывает полноту и узнавая о браке и сексуальности от женской семьи. Пожилой Бамилеке говорит, что школа теперь заменила эту традицию.

Социополитическая Организация

Социальная Организация. Королевства Бамилеке очень стратифицированны, с королями и матерями королевы на вершине, сопровождаемой различными уровнями элиты и (до колонизации) рабами. Эта система социальной стратификации существует рядом с различиями в богатстве и власти, основанной на коммерческом и образовательном успехе и участии в национальной партийной политике. Различия в богатстве, систематическом образовании, и религиозном присоединении стали все более и более важными.

Политическая Организация.
В предколониальную эру, короли Бамилеке управляли жизнью и смертью их подопечных. Им помогала знать, особенно nkam be'e (совет девяти самой высокой знати), королевских предварительных гонораров, и членов тайных обществ. Молодые люди были организованы в ассоциации воина, типа mandjo. В постколониальном Камеруне, короли Бамилекеа все еще рекомендуются nkam be'e и другими обществами знати. Они имеют юрисдикцию по гражданскому, но не уголовному суду в сельских районах. Они имеют официальные обязанности и получают зарплаты как мировые судьи.

Социальный Контроль. Споры, в зависимости от их серьезности, первоначально решались главами, руководителями четверти, или королем, каждый в консультации с другими старшими или светилами. С оракулами, также часто консультировались. Большинство этих форм решения спора и теперь существуют рядом с камерунской судебной системой.

Конфликт. Королевства Бамилеке совершали набег друг против друга и против их соседей non-Bamiléké. Эта деятельность почти остановилась вследствие мира к 1905, но полное прекращение вооруженных военных действий было достигнуто в начале 1930-ых. Новые конфликты возникли в течение борьбы за независимость. Более свежие конфликты связаны с борьбой за многопартийную демократию после конца холодной войны, и простираются вне области Бамилеке.

Религия и Культура

Религиозные Верования. До прихода миссионеров, Бамилеке верил в Бога создателя, Нсай. Некоторые группы верили в местное божество, касающееся естественных особенностей (потоки, рощи деревьев, скалы). Весь Бамилеке верил во власть предков. Хотя эти верования сохраняются, много Бамилеке - теперь члены христианских церквей. Господствуют две основновные церкви - Католики и Протестанты (французского кальвинистского происхождения. Баптисты, Свидетели Иеговы, и церкви Адвентиста также активны в области Бамилеке, но к меньшей степени.

Религиозные Практики. Религию и политику не отличают. Короля Бамилеке считают божественным и ответственным за здоровье и благосостояние его народа. Ему помогают в его религиозных обязанностях bandansi (мужчины дома бога), тайного общества. Три других группы также важны в религиозной практике. Главы управляют доступом к обрядам. Целители и ведьмы используют ту же самую сверхествественную власть но хорошими или плохими концами.

Церемонии. Церемонии цикла жизни включают захоронение плаценты и пуповины матери при рождении, обрезание для мальчиков и уединения предполовой зрелости для девочек (оба назвали nja), похороны, и смертельные празднования спустя приблизительно один год после смерти. Они отмечают конец периода траура, когда покойный закончил переход к ancestorhood.

Королевские ритуалы предписывают преобразование нового короля от простого смертного к божественному существу, воплощение королевского сана. Эти ритуалы включают завоевание нового короля, и приложения его и двух из его королев в специальной временной структуре (la' kwa) в течение девяти недель. Он полностью становится королем только после того, как он имеет sired по крайней мере одного мальчика и одну девочку.

Искусство. Бамилеке известны их деревянной скульптурой, масками и табуретами (часто украшенный бусинками и каури), и вырезанными постами дома. Мотивы включают человеческие фигуры (предки и, иногда, ведьмы) и животные (представляющий такие качества как мудрость, или изобилие), так же как геометрические проекты. Корзины, циновки, и сумки, которые ткут из волокон пальмы рафии, являются обычными. Синее-белая королевская ткань является отличительным. Ремесленники Бамилеке импортируют хлопковую ткань, которую ткут на севере Камеруна, шьют и посылают ткани обратно на север, который потом окрашивают в цвета индиго. Хотя некоторые центры туристского искусства существуют, они больше всего развиты в соседнем с Bamoun районе и в западном Grassfields. Музыка, играемая тайными обществами Бамилеке использует барабаны, балафоны, и флейты. Эта музыка была включена в репертуары некоторых современных музыкантов Камеруна.

Медицина. традиционные врачи включают торговцев травами, diviners, исследователя духа, и религиозных специалистов. Много целителей комбинируют предсказание с травяной медициной. Современные Бамилеке ищут медицинскую помощь и от частных и от общественных больниц и клиник так же как от их богатого множества традиционных практиков.

Смерть и Загробная жизнь. Смерть может быть приписана естественным причинам, но в большинстве случаев использовались предсказания Бамилеке, чтобы ответить на вопросы, почему этот человек, почему теперь, и кто сделал это? Различные формы колдовства заметны в причинах смерти, и вскрытие трупа выполнялось в некоторых королевствах Бамилеке как часть поиска причины. Похороны происходят в течение двадцати четырех часов. Родственники покойного бреют их головы и одевают синюю или черную одежду траура. Вдовы могут возобновить сексуальные отношения после года траура. Некоторое время после этого празднования наследник или наследница выкопает из могилы и будет беспокоиться о наследственных черепах в горшках глины или в маленьких подобных дому могилах. Бамилеке полагает, что неподходящая забота о наследственных черепах приводит к наследственному гневу, болезни, бесплодию, и даже смерти.

http://i026.radikal.ru/0805/b2/187bede9b2fa.jpg