Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Центральная Африка » Реформы образовательной системы в Анголе


Реформы образовательной системы в Анголе

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Реформы образовательной системы и ее значение для университетского образования в Анголе

Доктор Пинда Симау,

заместитель министра
образования по вопросам
реформы образования

Тема, которая будет изложена в данном сообщении, имеет непреходящее значение для Анголы в силу того, что затрагивает крайне важную сферу для жизни страны.
При проведении образовательных реформ любая страна стремится
усовершенствовать свою систему образования для того, чтобы обеспечить более качественную подготовку будущих поколений. Новая ангольская система образования, введение которой было начато в 2004 году, должна стать более реалистичной и функциональной с тем, чтобы лучше отвечать социальноэкономическим потребностям страны на сегодняшнем этапе национальной реконструкции.
При разработке концепции новой системы в качестве основной цели была определена подготовка квалифицированной рабочей силы на всех уровнях в целях создания иерархической и профессиональной структуры, в наибольшей степени совместимой с реальными потребностями и требованиями создания национального богатства как основополагающего условия обеспечения приемлемого уровня развития всего населения.
По ходу данной статьи автор анализирует основные направления реформы системы образования в Анголе и ее влияние на развитие высшего образования.

Краткая историческая справка о реформе системы образования в
Анголе После провозглашения независимости Анголы в 1975 году в
сфере образования сразу же обозначился многочисленные и
серьезные проблемы. Возникла необходимость трансформации
образовательной системы, унаследованной от колониальной эпохи с тем, чтобы адаптировать ее к современным политико идеологическим, социально
экономическим и культурным условиям страны. Принимая во внимание, что в то время стратегической целью ангольской революции было установление народовластия,  образовательная политика могла основываться исключительно на постулатах марксизмаленинизма как идеологии и мировоззрения, лежащего в основе установления народной демократии и построение социализма.

В соответствии с Законом № 4/75 от 09 декабря 1975 года, принятого
Советом Революции, образование стало государственным и бесплатным. Все частные учебные заведения были закрыты. Это решение высшего органа
Ангольского государства легло в основу образовательной реформы,
одобренной в декабре 1977 года, в соответствии с которой была определена структура системы образования, начиная с 1978/79 учебного года и на период до 2011 года, в котором предполагалось завершить введение новой
структуры, утвержденной в соответствии с Базовым Законом "О системе образования" (Декрет № 13/01 от 31 декабря).
Утвержденная вскоре после обретения независимости образовательная система характеризовалась неполным охватом населения школьного
возраста и низкой степенью отдачи.
Несмотря на приложенные усилия и определенные успехи, после критического анализа, проведенного по результатам исследований 1986
года, и выводов о невысокой эффективности действующей системы, было принято решение о принятии мер по двум направлениям.
В первую очередь, было необходимо принять коррективные меры для
оздоровления и стабилизации действующей системы, ее структур и
принципов функционирования. С другой стороны, требовалась
разработка новой образовательной системы, более реалистичной и
функциональной, которая бы в большей степени отвечала социальноэкономическим потребностям страны на современном этапе развития.

2

Сегодняшняя реформа образовательной системы, проводимая на основании Базового Закона "О системе образования", была представлена на обсуждении
всего ангольского общества, по итогам которого в 1993 году был проведен "круглый стол", посвященный детальному рассмотрению Базового Закона.
Положениями данного закона предписывается проведение радикальной реформы, охватывающей все аспекты образования в Анголе. В 2001 году,
после утверждения Национальной Ассамблеей, Закон стал руководящим документом для всей системы образования.

Что сделано и предстоит сделать в рамках реформы образования?

Круг обязанностей образовательных учреждений очерчен определением общих целей системы образования. Именно эти цели определяют направления и конечные желаемые результаты, на достижении которых должны быть
сосредоточены усилия учебных заведений. Именно определение и признание целей обеспечивает значимость системы образования. В качестве основной цели Базовый Закон "О системе образования" определяет всестороннее и
гармоничное развитие личности, приобретение обучаемыми знаний о национальных особенностях народов, образующих этническую и
культурную мозаику Республики Анголы.
В рамках процесса единства и национального примирения новая система образования призвана способствовать постепенному созданию ангольского общества высокого образца  общества демократического, единого и
процветающего, а также обеспечить развитие нового национального
сознания, основанного на уважении к национальным символам и
человеческому достоинству, на терпимости и культуре мира, на уважении к себе и окружающим людям, на бережном отношении к окружающей нас природе.
На основе общих целей образования, были определены шесть основополагающих принципов, в соответствии с которыми образование должно быть комплексным, светским, демократическим, бесплатным,
обязательным. Также был решен вопрос о языке преподавания.
Образование было разделено на шесть подсистем, а именно дошкольное образование, общее образование, образование для взрослых, профессионально техническая подготовка, подготовка преподавательского состава и высшее образование.
Были определены три уровня образования. Первый  начальное образование до 6го класса. Второй  среднее образование, предполагающее от 6 до 7 лет
обучения, и включающее первый цикл среднего образования (7, 8 и 9 классы) и второй цикл среднего образования (10, 11 и 12 классы) для
общеобразовательных учебных заведений, а также 10, 11, 12 и 13 классы для профессионально технического обучения и подготовки преподавательского состава, что в  современных условиях соответствует системе средних институтов. Третьим уровнем является высшее образование,
которое подразделяется на короткий 3летний курс с присвоением степени бакалавра, и длительный курс  от 4 до 6 лет с присвоением степени лиценциата.
Другим компонентом высшего образование является аспирантура со сроком обучения 23 года и присвоением степени магистра, и докторантура со сроком обучения от 4 до 5 лет.
В Базовом Законе "О системе образования" были определены общие цели, в соответствии с которыми должен быть построен процесс преподавания в каждой подсистеме, на каждом уровне и в каждом виде образования. На
основании вышеупомянутых целей были разработаны учебные планы,
определены задачи по дисциплинам и годам обучения, а также установлен объем знаний, который должен быть передан обучаемым в соответствии с требованиями политики в сфере образования для граждан Анголы.
В целях равномерного проведения образовательной реформы была одобрена стратегия ее поэтапного проведения, что в сегодняшних условиях крайней ограниченности средств позволяет обеспечить разумный уровень расходов на цели образования, в рамках выполнения положений упомянутого закона. Для
успешного проведения образовательной реформы необходима мобилизация
значительных людских, материальных и организационных ресурсов.
Реализация реформы система образования, начатая 2 года тому назад, требует расширение программ по подготовке кадров, причем, как учителей начального и среднего образования, так и специалистов руководящего звена.
Кроме того, в ходе реформы требуется проведение ремонта школьных зданий и оборудования, а также строительство новых учебных заведений, необходимых для улучшения условий обучения и подготовки кадров и обеспечения более широкого охвата населения  системой образования.
Выполнение положений Базового Закона "О системе образования" требует активного участия всех ангольских граждан в решении текущих задач. Впрочем, как ктото заметил: "Любое начинание обречено на провал, если не будет общего стремления осуществить его успешно".
Реформа и учебный процесс в Университете им. Агостиньо Нето В 1985 году был подготовлен доклад "Высшее образование в Республике Ангола  19751985", содержащий ретроспективный анализ этой подсистемы образования. В этом документе была отмечена глубокая озабоченность профессорско преподавательского состава и ряда учебных заведений в связи с положением дел в этой области, а также предлагались направления
работы, которые могли бы способствовать тому, чтобы высшая школа превратилась в реальный фактор развития Анголы.
В отношении студенческого состава высших учебных заведений в
докладе было указано: "Отмечается неудовлетворительный уровень
усвоения материала на начальных курсах большинства факультетов".
Низкая успеваемость объяснялась двумя факторами:  низкий уровень подготовки до поступления в университет (причем не только в отношении знаний, но и в области навыков самостоятельной учебной работы)
 большая часть студентов совмещает учебу с другими видами деятельности.
Изменения, внесенные в учебные планы для общего среднего и технического образования, в качестве специальных целей, предусматривают расширение,
углубление и повышение качества приобретаемых знаний в целях более качественной подготовки для поступления в высшие учебные заведения.
Проведенные усовершенствования в системе среднего образования,
обеспечат серьезные положительные сдвиги (по крайней мере, к этому мы стремимся), которые позволят преодолеть высокий уровень отчисления
студентов на первых курсах высших учебных заведений.
Данное качественное улучшение будет напрямую способствовать разрешению кризисной ситуации в сфере высшего образования, поскольку обеспечит рост числа абитуриентов, способных поступить в высшие учебные заведения страны.
Уровень подготовки, полученной студентам до момента поступления в высшее учебное заведение, имеет огромное значение для его будущего. В то же время, степень подготовленности абитуриентов является важным показателем
при анализе качества работы системы начального и среднего образования, его содержания и программ, а также ее возможностей в области развития способностей обучаемых.
Планируемые усовершенствования на начальных уровнях образования
имеют непреходящее значение для укрепления системы высшего
образования в Анголе.
В рамках реализации новой системы образования в Анголе будет проведена диверсификация выдаваемых дипломов, что позволит обеспечить необходимую иерархию дипломированных специалистов, соответствующую потребностям производственного сектора в квалифицированных кадрах. С
введением степени бакалавра, страна в короткие сроки сможет обеспечить себя специалистами с незаконченным высшим образованием в самых
различных областях науки и техники.
Степень бакалавра присваивается после прохождением короткого
трехгодичного курса обучения, имеющего целью подготовку специалистов с
фундаментальными научными знаниями, позволяющими полноценно осуществлять определенную профессиональную деятельность.
Данные курсы имеют четкую профессиональную направленность, которая позволяет, чтобы лица, по тем или иным причинам не имеющие возможности
продолжения учебы для получения степени лиценциата, имели возможность трудоустройства как профессионалы. В настоящее время страна уже располагает учебными заведениями в области подготовки учителей и специалистов в различных областях науки и техники, которые позволяют
временно обходиться без специалистов с дипломом бакалавра.
Введение степеней магистра и кандидата наук, призванное способствовать повышению техникопрофессиональной квалификации специалистов и
обеспечению более широкой и глубокой научной, технической или гуманитарной подготовки лиценциатов, ставят перед высшей школой задачу по созданию учебной базы и подбору кадров, способных внутри страны организовать подготовку ангольских ученых новой национальной элиты, необходимой для преобразования нашего общества.
Введение уровня аспирантуры обеспечит стране более широкие возможности в области развития научноисследовательской деятельности, являющейся
важнейшим фактором повышения качества образования и подготовки кадров, а также источником формирования знаний, необходимых для улучшения
условий жизни нашего народа.
Высшие образование, являясь последним этапом в процессе передачи и усвоения знаний, должно сыграть фундаментальную роль в реконструкции системы образования в Анголе. Студенты и профессорскопреподавательский
состав должны использовать все свои знания и опыт с тем, чтобы обеспечить:
 организационную перестройку всей системы;  начальную и непрерывную
подготовку учителей и других кадров для системы образования;  разработку программ и дидактических материалов, способствующих созданию системы
образования и профессиональной подготовки соответствующей требованиям развития общества;  качественное и количественное обеспечение информацией, необходимой для деятельности системы образования.
Если, с одной стороны, нельзя отрицать, что университеты станут основными пользователями положительных результатов, полученных вследствие инноваций на предыдущих уровнях общеобразовательной и
профессиональной подготовки, то, с другой стороны, высшая школа в провести серьезные внутренние организационные преобразования,
пересмотреть учебные программы и содержание педагогической практики, а также решить вопросы подбора в достаточном количестве высокопрофессионального профессорскопреподавательского состава, в целях налаживания бесперебойного учебного процесса.
Развитие производственной сферы оказывает прямое воздействие на
цели высшего образования. Современный мир изменяется так быстро, что значительная часть знаний, приобретенных студентами на начальных этапах образования, быстро теряет свою актуальность. В силу этих причин, существует настоятельная необходимость разработки учебных планов,
позволяющих ангольским дипломированным специалистам менять место работы, проходить курсы повышение квалификации или получать новые специальности.
Подсистема высшего образования в  этих условиях должна быть диверсифицированной и гибкой как в плане доступности, так и сточки зрения форм образования.
В учебных программах  предпочтение должно отдаваться дисциплинам, развивающим интеллектуальные способности студентов, позволяющим им
осознанно ориентироваться в ситуациях быстрых изменений и технологического, экономического и культурного многообразия. Будущая высшая школа должна развивать в студентах такие качества, как инициатива, дух творчества и адаптируемость, которые позволят им уверено
решать стоящие перед ними задачи.
Именно поэтому в университете им. Агостиньо Нето уже начался процесс
этих условиях будет обязана внесения изменений в различные
курсы, касающихся содержания, организации обучения, учебных ресурсов, системы отбора и формирования профессорско преподавательского состава и
стабилизации учебного процесса в университете.

Выводы

Реформа системы образования в Анголе имеет целью обеспечить подготовку квалифицированной рабочей силы на всех уровнях с тем, чтобы обеспечить нашу страну достаточным количеством профессиональных специалистов,
способных взять на себя ответственность за стабильное развитие нации, решать насущные проблемы страны и обеспечить рост производства. Решение данной задачи требует от нас сосредоточения максимума усилий на повышении качества подготовки выпускников высшей школы с тем, чтобы они могли эффективно способствовать совершенствованию современного общества и самым активным образом проявить себя в сферах деятельности, связанных с
борьбой с бедностью, защитой окружающей среды, повышением качества медицинских услуг, улучшением условий обеспечения питанием, чтобы они могли способствовать продвижению принципов гражданского общества
и развитию всех уровней образования. Это станет возможным лишь тогда, когда образование в стране будет качественным, стабильным и эффективным.


Вы здесь » Russians-Africans Friends - Форум Друзей Африки » Центральная Африка » Реформы образовательной системы в Анголе