В свое время Вождь этого форума писала:
"Прежде всего, предоставим слово французскому путешественнику Гэсо, который как-то заночевал в хижине гвинейского колдуна Вуане. Ночью француз проснулся от скрипа открываемой двери. Дальнейшее он описал так: "На пороге стоит Вуане в коротких штанах, с непокрытой головой. Но ведь он и здесь, у моих ног, на своей циновке. Он лежит на боку, повернувшись ко мне спиной. Я вижу его бритый затылок. Между нами на земле стоит лампа, горящая тускло, как ночник. Я не смею пошевелиться и, затаив дыхание, смотрю на Вуане. Он какое-то мгновение колеблется, наклоняется, проходя под гамаками, и медленно укладывается в самого себя! Вся эта сцена разыгрывается за несколько секунд.
Утром я спрашиваю Вауне: - Ты не выходил сегодня ночью? - Выходил, - отвечает он спокойно. И еле заметная улыбка появляется на его губах".
Следует, однако, отметить, что процитированный Malkia отрывок из книги Пьера Доминика Гэсо "Священный лес" (С.63) - это только часть правды о "страшных" колдунах Французской Гвинеи (Конакри).
Вторая же часть этой правды состоит в том, что все бесы племени тома типа Афви ("великий дух"), его "племянника" Окобюзоги, Ангбаи (дьявол леса), Воллолибеи (чьей статуе положено вдувать в "передницу" разжеванные орехи кола), Бакороги (страж "священного леса") рассчитаны лишь на то, чтобы пугать ими непосвященных, женщин и маленьких детей. Когда же Гэсо и его товарищи, желая заснять на кинокамеры якобы имеющиеся у тома какие-то тайные мистические действа, прошли мучительный обряд инициации, став посвященными, то есть, - "белыми тома", тот же Вуану со смехом объяснил им, что не упомянутые выше племенные бесы сотворили все сущее, а, наоборот, именно предки нынешних тома создали в своем воображении этих бесов и максимально их затем "реализовали" при помощи масок, плясок, кровавых жертвоприношений и обрядов. Так что все фокусы Вуану с разделением собственной личности в ночное время имеют под собой вполне реальный человеческий фактор.
Впрочем, страшнее всего даже не это, а тот факт, что на подобного рода фальсификаты "велись" служившие в тогдашней Гвинее католические отцы-настоятели из миссии Балума (см. С.42 - 43 указанной книги Гэсо). Пользуясь чем, язычники-тома, столетиями имитировавшие пустоту, позволяли себя с пренебрежением относиться к своим соплеменникам-католикам, уверовавшим в Единственного, Предвечного и Всемогущего Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, отказавшимся проходить инициации и поклоняться идолам. Как это сделал, к примеру, воевавший в Индокитае ветеран Второй Мировой войны солдат-тома Ноэль Акон, "живущий поэтому в родной стране на положении иностранца" (С.81).
Вот уж действительно - все еще удивительная и загадочная Африка!